26.04.2024

Описание модели внеурочной деятельности

Описание модели внеурочной деятельности


Модель организации внеурочной деятельности




обучающихся в рамках внедрения ФГОС





Пояснительная записка




С точки зрения педагогики, процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника.



Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.



Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать — это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.



Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная работа «открывает» школу, создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, учащихся, их родителей, преподавателей вузов, работников детских учреждений дополнительного образования, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, культурных и спортивных учреждений.




Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.




Внеурочная работа в школе складывается в основном из трех компонентов: внеурочной деятельности обучающихся, внеурочной работы учителей с обучающимися и системы управления внеурочной деятельностью. Она является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности учителей и руководителей ОУ.



Для общеобразовательного учреждения внеурочная деятельность часть выполняемых им функций.



За последние годы проблема внеурочной деятельности в школе обострилась и изменила свою направленность, что обусловлено особенностями и противоречиями современной ситуации общественного развития, которые определяют глобальные изменения в условиях жизни детей и подростков



Главное во внеучебной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.




Вместе с тем, в  ближайшее время педагогу предстоит работать в условиях:




·        расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;



·        плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;



·        резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы;



·        ограниченности общения со сверстниками;



·        неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;



·        разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;



·        экспансии молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;



·        разреженности систем идей, определяющих общественно коллективные формы жизни и формы самоидентификации личности.



Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (проект «Наша новая школа»). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.


Требования стандарта к организации ВУД школьников:



— Внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится 10 часов в неделю. —  Школа вправе сама определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы.



— Часы

,

отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся.



— Аудиторных занятий не должно быть более 50%.



— Все виды внеурочной деятельности должны быть ориентированы на воспитательные результаты.



Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.




Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:





овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;



-формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;




формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.




Таким образом, актуальность данной модели обусловливается:




— мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;



— необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;



— спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие.




Цель внеурочной деятельности:

создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.




Задачи внеурочной деятельности:




— изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;



— определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальных классов;



-отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.



— проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;



— теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся,   как части общего уклада школьной жизни;



— определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;



— разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;



— овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения.



— эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.




Нормативно правовая основа программы




1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.



2.Федеральный государственный стандарт общего образования (начальное общее образование).



3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (проект).



4. Примерная

п

рограмма воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).



5. Базисный учебный образовательный план учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы начального общего образования

(вариант 2).




6. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования)



7. Федеральный закон от 01.12.2007г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта.



8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».



9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (проект).



10.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;



13.План-график мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *